Творческая самореализация является чуть ли не основным условием самодостаточности личности. Люди всегда, во все времена и эпохи, стремились выразить себя в каком-либо виде творчества. Художники и скульпторы, поэты и философы, ученые и астрологи объединялись в группы, писали для них уставы и устанавливали правила, а государство поддерживало, приобретало и хранило их произведения искусств в музеях и хранилищах.
Невозможно исследовать историю какой-либо цивилизации или эпохи, не коснувшись истории развития искусств этой эпохи, которая всегда отражает каждое звено системы и является важным, существенным условием развития всего общества в целом.
Активное и плодотворное сотрудничество между континентами и странами, городами и регионами невозможно без культурных связей, ведь именно искусство является тем цементирующим, сильнодействующим средством связей и обмена. Искусство воплощает Божественную идею любой религии. Для любого государства делом особой важности становится поддержка культуры своей нации, поскольку развитие искусств повышает престиж государства, символизирует его историю, возвеличивает национальных героев и придает его учреждениям национальный колорит.
Города оставались бы только скоплением домов для проживания и экономической жизнедеятельности, если бы искусство не облагородило их облик, не привнесло в их жизнь своеобразие, традиции и не дало бы каждому городу собственное лицо и точки идентификации. Благодаря средствам искусства (линиям, формам, цветам), природа тоже стала объектом пристального изучения, а не источником страхов, смутных ощущений и внутреннего хаоса. Благодаря чистоте помыслов и моральности, искусство всегда воспринималось как проявление Божественного, и носителей этого Божественного стали считать источниками вдохновения, небесными созданиями Бога-Творца, демиургами.
Искусство — это результат вдохновенного труда
Когда же сноровка и навыки ремесленника начинают превращаться в искусство? Действительно, любое произведение искусства есть мастерство и человеческий труд, одухотворенный, но труд. Ремесленники стремятся подражать произведениям искусства, следуя параметрам прямой или косвенной модели.
Ремесленное производство подобно пирамиде: основание — это высокие количественные показатели производства с низкими показателями качества, а вершина — минимум количества и максимум качества.
Произведения искусства невозможно повторить. Они уникальны и единственны в своем роде. Искусство всегда опережает технический прогресс, поскольку творческая энергия автора пробуждает изобретательность, фантазию и интуицию – предшественницу предвидения. Вся история человечества подтверждает метафизическую составляющую в деятельности человека и ее идеальным результатом является искусство.
Искусство как инструмент целостности нации
Художники всегда формировали собственный класс, своего рода касту избранных. Художники работали для избранных, обладавших властью во всей полноте, поэтому и сами становились избранными, посланниками Божественной воли. Вследствие этой особенности, искусство стало мостом, соединяющим два разных мира: мир власти и мир труда. Этот мост способствовал объединению общества и делал нацию целостным социальным организмом. Посредством искусства мир власти приближался к миру труда, и наоборот, мир труда видел мир власти в другом свете.
Искусство как интеллектуальный труд избранных
Начиная с эпохи Раннего возрождения, искусство из «цехового ремесла» переросло в «свободную профессию», а носитель искусства из ремесленника становился членом касты интеллектуалов, таким образом, становясь частью господствующего класса. Господствующий класс нуждался не в простых исполнителях и покорности, а в полете фантазии, энергии созидания, ярком воображении и способностях художников к предвидению.
Например, строительство и оформление скульптурами Парфенона было доверено Фидию известным афинским политиком Периклом. Перикл поручил Фидию найти формы воплощения идеи единства эллинских народов посредством архитектуры.
Еще пример из множества других: строительство собора Святого Петра в Риме Ватикан доверил Браманте, Сангалло, Рафаэлю и Микеланджело, позднее Бернини. Собор Святого Петра должен был стать не только олицетворением веры, но и в годы жестоких религиозных войн, посредством специфических форм, материализацией самого учения церкви.
Художников не призывали к приукрашиванию власти или к торжественным восхвалениям ее, а к изобразительному воплощению ее доктрины. Так всегда было до них, так и будет после них.
Искусство как визуализация новых идей в обществе
Иллюстрирование каких-либо текстов — это не искусство. Искусство своими средствами выражает то, что невозможно выразить словами. Зрительное восприятие активизирует воображение, а воображение, в свою очередь, стимулирует развитие цивилизации в целом. И хотя сила воображения не исключает рационального мышления, но она и не совмещается с ним, тем самым подталкивая развитие человеческой цивилизации.
Визуальное искусство воздействует на людей посредством изображений, поэзия — посредством слов, музыка — посредством звуков. Изобразительное искусство оставляет эмоциональный отпечаток, что превосходит обычное наблюдение события или объекта. Во все времена искусство органично переплетается с воображением и образным восприятием человека. Художники разных культур умеют придавать форму невидимому, воплощать символические значения или символы в зримые формы.
Какую силу воздействия имеют изображения? Почему религии и государства всего мира обращаются к творчеству художников для воздействия на народ изображениями? С одной стороны, искусство воздействует на визуальные центры восприятия, а с другой — техникой исполнения прослеживается воздействие на рациональную составляющую мышления. Ученому или философу визуальное восприятие дает стимул к рациональному мышлению, а художнику — энергию для развития творческого потенциала и профессиональных навыков для создания визуального образа увиденного, то есть для создания произведения искусства.
Симбиоз искусства и ремесла
Древняя Греция — колыбель искусств — не разделяла понятий «искусство» и «ремесло». На всех этапах культурного развития человечества искусство связывалось с понятием «tecne» — суметь сделать, делать, суметь сделать лучше других, достигнув высокого мастерства.
Недавно были предприняты попытки создать произведение искусства нетрадиционными средствами, отличными от изобразительных методов и приемов, относящимися к методам промышленной технологии. Система изобразительных приемов включает и простые ремесленные навыки, с помощью которых достигаются высокие художественные результаты. Разве нельзя назвать искусством кустарные изделия первобытных народов, народные промыслы?
Богатое художественное наследие передают нам города с их архитектурным разнообразием. В истории старинных городов ярко отражается эволюция художественных форм, в том числе и архитектурных. Есть города, облик которых задумали и спроектировали художники. Такими примерами могут служить такие города: в Англии — Бат, в Италии — Виченца, в России — Санкт-Петербург, в Латинской Америке — Бразилия.
Ценность произведений искусства
Ценностью произведения искусства является его эстетическая ценность, которая не противоречит и не исключает материальной ценности. Но идеальное всегда превосходит материальное своим содержанием. В XVIII столетии возникло эстетическое учение, которое не делало различий между искусством и природой, даже противопоставляя прекрасное в искусстве и природе. Но откуда понятие прекрасного в природе? Разве оно навеяно не опытом искусства?
Например, в Древней Греции гармоничное сочетание природных и искусно сделанных мастерами форм понималось как прекрасное, причем оценивались не только пластические формы, но и линии, цвета и гармония в целом. Подобное понятие прекрасного существует и на Востоке, с небольшими расхождениями.
Искусство – часть идеологии государства
Произведения искусства имеют мощнейшее идеологическое воздействие, что привлекает к нему власть имущих. Это может иметь и долгосрочные негативные последствия. В Древнем Риме, например, авторитет государства зримо воплощался в монументальном искусстве. В Средневековье, религиозные учения пропагандировались в художественных воплощениях произведений искусства. Произведения искусства, как идеальная ценность и качественный товар, становились военными трофеями: Древний Рим присваивал предметы искусства побежденных народов, особенно Древней Греции; Наполеон разграбил Италию; Гитлер вывозил произведения искусства со всех завоеванных территорий; европейские страны считали «своими» духовное наследие и предметы искусства народов принадлежавших им колоний, тем самым лишая колонизированные народы корней, а значит, и духа независимости.
В настоящее время государства цивилизованного мира имеют законы, защищающие художественное наследие нации, а также, порядок хранения произведений. Мировое сообщество долгие годы пытается объединить усилия для пресечения незаконной торговли предметами искусства и вывоза произведений национального наследия с территории наследуемых государств. Привлекаются новейшие технологии к реставрационным работам и хранению произведений искусства. Прогрессивные технологии используются и при учете и каталогизации культурного наследия. Археологические раскопки и изыскания теперь нацелены не на поиск отдельных предметов быта и искусства, а на научные исследования с целью воссоздания древних культур и цивилизаций.
Королевские и княжеские династии, богатые патрицианские семьи всегда собирали богатые коллекции шедевров изобразительного искусства и древностей. Свобода и демократия сделали возможным возврат частных коллекций в государственные музеи. В США, например, по инициативе крупных меценатов были созданы богатейшие музеи, как «Храмы искусств». В дальнейшем они превратились в крупнейшие научные исследовательские центры.
История художественной критики
Произведения искусства описывались и комментировались хронистами и историками, начиная с античных времен, а зачатки художественной критики возникли еще в XV веке, в Италии. Изучались общие черты и характерные особенности произведений искусства, чем был заложен прочный культурологический фундамент для развития художественного творчества.
Рынок антиквариата сформировался еще до XVIII столетия, а с приходом на этот рынок представителей крупной буржуазии образовалась новая категория знатоков и экспертов произведений искусств. Подтверждая или опровергая подлинность древних раритетов, эксперты основали новое направление — для непосредственного анализа произведений искусств. Другие направления формировались с целью определения религиозного, идеологического или концептуального содержания.
Современная критика отказывается квалифицировать искусство как результат непредсказуемого творческого порыва и вдохновения. Критика во всем и везде видит прямую связь искусства с культурой и развитием общества. Наука антропология доказала истинность такого подхода и к первобытному искусству.
Современное положение искусства
Быстрый экономический и промышленный рост на планете Земля вносит свои коррективы в культурное развитие человечества. Начиная с XIX века, искусство как ремесло вошло в свою завершающую стадию развития.
Художники уже не объединяются в единые касты и общества,не интегрируются в систему государства. Положение художников становится все более уязвимым: возникают чувства изгоев общества, изоляции, протеста и бунта. Государственные структуры не делают заказы, а если и делают, то, в основном, художникам академической школы консервативного толка.
Рынок ослабевает и скудеет в связи с сокращением частной клиентуры, и становится местом для избранных, немногих избранных. Несовместимость массового производства с художественным творчеством предрекали еще в XIX столетии философы-романтики во главе с Гегелем, а после Моррис и Рескин начали говорить о кризисе и возможной гибели искусства.
В современных условиях быстрого развития новейших технологий производства широкой линейки разнообразных товаров, в том числе высокой эстетики, несовместимость искусства и цифровых технологий становится все полнее. Системный кризис изобразительных средств изменил и критерии эстетической ценности произведений искусства. В этих условиях будущее — непредсказуемо.
Определенно сказать можно только одно: искусство было и останется способом творческого самовыражения человека и связующим звеном между людьми. Нет понятия, равноценного искусству. Нет его!