Американский художник, одно из полотен которого является самым дорогостоящим произведением искусства нашего времени. Один из самых влиятельных представителей абстрактного экспрессионизма. Основатель «капельной живописи» как нового веяния, преобразившего искусство ХХ века. Вы, наверное, удивитесь, но все эти описания характеризуют одного и того же человека, талантливого и так не похожего ни на кого, художника — Пола Джексона Поллока.
Пол Джексон Поллок не родился известным человеком. Мальчик из семьи простого овцевода вряд ли думал о мировой популярности. Исключительный талант и любовь к искусству вкупе с усердием и трудолюбием принесли Поллоку известность.
Желание рисовать привело будущего художника в Лос-Анджелес, где он начал учиться в Высшей школе прикладных искусств. Но окончить ее Поллоку не удалось: парня вынудили оставить учебу, так как руководству не нравилось его поведение, которое считалось более важным, чем талант. К счастью, это неприятное событие не остановило Поллока. Он брал уроки живописи у ярого защитника реалистичной живописи и врага модернизма Томаса Бентона. Влияние этого мастера принесло огромный вклад в развитие Джексона Поллока как художника, и уже в середине 1930-х годов он представил свои первые картины, самой известной из которых является картина «Ночное пастбище», написанная в 1936 году.
Как действительно талантливый человек, Джексон Поллок не собирался останавливаться на достигнутом. Изучая работы таких европейских авангардистов, как Пауля Клее, Пабло Пикассо и Макса Эрнста, Поллок совершенствовал и вносил нетрадиционные черты в свои последующие работы, постепенно оставляя далеко позади предметную живопись и переходя к новой манере.
Поворотным пунктом в жизни Джексона Поллока стал 1947 год. Художник всегда восхищался так называемой «капельной» техникой Макса Эрнста, и в том переломном году Поллок открыл для себя «капельную живопись», выделив для нее новую страницу не только в своей собственной жизнедеятельности, но в истории мирового искусства.
Написание картин «капельной» техникой в исполнении Джексона Поллока чем-то напоминало древние шаманские обряды: расстелив полотно на полу, он начинал двигаться вокруг него, словно танцевал какой-то языческий танец, покрывая в это время холст каплями красок, которые падали с кистей, продырявленных ведер или жестяных банок. Бывало, художник с силой метал заранее смешанные между собой, с песком или мелкими осколками стекла краски на полотно. После такого «подсознательного» рисования Поллок слегка подправлял свои работы.
Сам Поллок о своей манере написания картин не раз говорил, что только так он чувствует себя неотъемлемой частью будущего произведения искусства. А когда ты сам являешься частичкой своей картины, только тогда рождается настоящий шедевр, способный затронуть самые тайные струны человеческой души. И Поллок был прав. В конце его «обрядов» действительно происходили сверхъестественные явления — взору открывались удивительные, роскошные, несравненные картины, которые до сих пор не смог повторить ни один, даже очень талантливый копиист. Наиболее популярные «капельные» работы Поллока — «Собор, «Осенний ритм», «Туманность цвета синей лаванды». Все эти полотна отличаются прерывистыми переплетениями разноцветных линий, сквозь которые можно как будто заглянуть в глубину картины, узнать ее тайны. «Капельная живопись» настолько прославила Джексона Поллока, что самым дорогим в мире (140 млн. долларов) является именно полотно, исполненное этой техникой, — «Номер 5, 1948».
К сожалению, жизнь несравненного Мастера оборвалась, как говорят, в самом расцвете сил. Джексон Поллок трагически погиб в автомобильной аварии, когда ему было всего лишь 44 года. Несмотря на мировую известность, он не был по-настоящему счастливым человеком и страдал от алкогольной зависимости. Но кто знает, может именно его разбитый внутренний мир и способствовал рождению прекрасных полотен. Как бы там ни было, хотя этот великий художник умер, его восхитительные картины обречены на бессмертие.