Франсуа Огюст Рене Роден

12 ноября 1840 года, в одном из самых бедных районов Парижа на улице Арбалет, в семье полицейского посыльного Жана-Батиста и Мари Роден родился сын. Его назвали Франсуа-Огюст. Отец младенца был уже не молод, ему было 38 лет. Но, несмотря на то, что у Батиста были уже две дочери, одна Клотильда от первого брака и вторая Мари, глава семейства чрезвычайно обрадовался этому событию. На свет появился наследник рода, он воплотит в жизнь несбывшиеся мечты отца, разбогатеет и, конечно, не оставит его в старости.

Жан-Батист Роден был мелким крестьянином из Нормандии. Перебравшись в Париж, он устроился на работу в полицию простым посыльным с жалованием всего восемьсот франков в год, но на большее Батист и не мог рассчитывать, ведь он не знал грамоты, не умел ни читать, ни писать. Денег в семье всегда не хватало, на счету был каждый су. И всё же Жан-Батист сразу решил, что не пошлёт сына работать, а сначала даст ему приличное образование, которое позволит Франсуа-Огюсту сделать хорошую карьеру, стать обеспеченным буржуа. Тогда их семья сможет, наконец, покинуть этот ненавистный нищий район с его неприглядными обитателями, в основном состоявшими из пьяниц и проституток.

Учеба Огюста Родена

Когда Огюсту исполнилось пять лет, родители определили мальчика в небольшую начальную школу ордена иезуитов для бедняков Валь-де-Грас. Она состояла при семинарии, в основе программы был закон божий, искусство здесь считалось делом греховным. Дома Огюсту частенько доставалось от отца, за его пристрастие к рисованию, и мальчик надеялся, что в школе он сможет посвятить себя своему любимому занятию. Каково же было его разочарование, когда он понял, что это не так. Несколько раз застав ребенка за греховным занятием – рисованием, учителя подвергли Огюста жестоким телесным наказаниям. Тогда он втихую, чтобы никто не увидел, стал делать на бездушных преподавателей карикатуры, изображая их как безобразные, зловещие маски, вызывающие отвращение и страх. К школе Огюст потерял всякий интерес. Учёба ему давалась с большим трудом. А из-за своей близорукости он не преуспевал даже в тех предметах, которые были ему интересны. Самым плохим учеником считали мальчика учителя, толку от него не будет. За воспитание взялся брат отца Александр – учитель с большим стажем, но вскоре и он понял, что все старания сделать из племянника образованного человека напрасны. Жану-Батисту пришлось расстаться с мечтой дать образование сыну. Теперь надо было думать о том, чем он сможет зарабатывать себе на жизнь. В семье знали о пристрастии ребёнка к рисованию, но разве этим можно прокормить себя — думал отец, сыну нужно получить хорошее ремесло. Вот только какое? После долгих уговоров и приведенных доводов Огюстом и его сестрой Марией, что в бесплатной малой Школе рисования и математики можно получить профессию чертежника, гравировальщика и краснодеревщика, глава семейства, под натиском обрушившихся на него просьб, уверений, аргументов, перестал сопротивляться и дал добро. Так в 14 лет молодой человек поступил в школу, где его преподавателем был Орас Лекок де Буабодран – выдающийся французский художник и педагог. 

Франсуа-Огюст Роден яростно и самозабвенно впитывал в себя всё, чему учил Лекок. Как пользоваться пером и карандашом, размазывать контуры, какие существуют линии и, что от них зависят замысел, цвет, форма и текстура, насколько важно не копировать, а учится рисовать по памяти. Превыше всего тело человеческое, но все видят его по-разному, надо рисовать не то, что видишь, а то, что чувствуешь в движение торса, головы, ног, рук и в мышцах. Огюст учился, рисовал и рисовал. С каждым разом его рисунок становился лучше, живее, ярче и одновременно тщательно детализирован. Но главная мечта попасть в Школу изящных искусств не покидала его. Когда Роден решил, что он уже готов поступить, то попросил своего учителя дать характеристику. Лекоку не очень понравилась эта затея, он никогда не скрывал своего негативного отношения к академизму, да и там его не жаловали. Учитель отказал, он понимал, что для Огюста рекомендация Буабодрана лишь навредит но, тем не менее, предложил для экзаменационной комиссии подготовить бюст. Трижды пытался Огюст Роден поступить в Школу изящных искусств. Но все были безуспешны. Надо было чем-то зарабатывать себе на жизнь. За пять франков в день он стал работать у декоратора мосье Крюше.

В 1862 году умирает его любимая сестра Мари. Он с трудом перенес это горе, ведь она была самым близким ему человеком. Именно ей Огюст был обязан своим поступлением в малую Школу. Мари помогла уговорить отца разрешить ему учиться, предложила родителям вносить за него деньги в семейный бюджет, поддерживала и искренне любила его. И вот её не стало. Огюст обвинял себя в ее смерти, если бы он не увлекся так скульптурой, может, и Мари была жива. Роден решает уйти в монастырь, становится послушником, братом Августином в монастыре ордена Святых тайн.

В 1863 году он покидает монастырь. Франсуа-Огюст Роден возвращается к скульптуре. Он много работает оформителем, декоратором, работает подмастерьем у скульптора Альбера Каррье-Беллёза, для которого делает статуэтки в стили мэтра, зарабатывая при этом гроши. Публике имя Родена не знакомо, его изваяния анонимны. А когда он решил одно подписать своим именем, тотчас же был уволен. 

В 1864 году Роден занимался лепкой орнамента на фасаде мануфактуры Гобеленов. Случайно, его внимание привлекла девушка, её походка, фигура, как гордо она держится. Ему непременно захотелось вылепить её. Это была швея Роза Бёре. Огюст предложил ей позировать, она согласилась. С неё он лепил «Миньон», «Девушка в шляпке с цветами». Так завязались их отношения и продолжались всю жизнь. Но Роден никогда не испытывал любви к Розе. Он восхищался её телом, ему хотелось лепить её лицо, шею, пышную грудь. Он видел в ней только прекрасную обнаженную натуру. А Роза любила, покорно ждала и всегда пыталась ему во всём угодить. Когда она забеременела, Огюст пришёл в ярость. Ему не нужны были дети, он не хотел слышать их пронзительный крик, отвлекающий его от работы, которой он занимался день и ночь, ведь он и так едва сводили концы с концами, мечтал о новой мастерской и совершенно не хотел жениться. Когда в 1866 году Роза родила, Роден зарегистрировал младенца на фамилию матери как Огюст-Эжен-Бёре. Ребёнок остался незаконнорождённым. Отцовской любви он не испытает никогда.

Известность и признание

Вскоре Огюста Родена нанял на работу скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург. Они договорились разделить сферы влияния. В Бельгии работы продавали под именем ван Расбург, а во Франции – Родена. Понемногу его дела пошли в гору, и они с Розой из Парижа переезжают в Иксель.

В 1876 Огюст Роден отправляется в путешествие по Италии. По возвращению он приступает к работе над скульптурой, которая впоследствии будет называться «Бронзовый век». Эту работу он делал, находясь под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. В 1877 и 1878 годах, под впечатлением прекрасно сложенного тела натурщика, его движений при ходьбе, Роден создаёт скульптуры «Шагающий» и » Иоанн Креститель». К религии скульптура не имела никакого отношения. Название возникло из-за ассоциативного восприятия мастера фигуры натурщика. В 1880 году статуя «Иоанна Крестителя» получила в Салоне третью премию. В этом же году он получает свой первый государственный заказ на скульптурный портал, получивший название «Врата ада», для нового Музея декоративного искусства в Париже. 

Имя Франсуа-Огюст Роден стало известно всей Франции, когда ему было уже 40 лет. У него появились три мастерские, свои ученики.

В 1883 году скульптор Буше обратился к Огюсту взять к себе одну из самых лучших своих учениц. Эта идея Родену не очень понравилась, у него было особое отношение к женщинам, но когда он увидел Камиллу Клодель, то был не только ошеломлён её привлекательностью, в нем вспыхнули давно забытые для него чувства страсти мужчины к женщине. Девятнадцатилетняя Камилла стала его ученицей. Роден пытался тщательно скрывать свое влечение к девушке, и всё же, однажды, пригласил её в свою скрытую третью мастерскую, где он обычно встречался с любовницами. Камилла Клодель стала его натурщицей. Особый стиль работы Огюста Родена с натурой, прикасание к телу, прощупывание каждой мышцы, будоражил юное сердце молодой девушки. Она сама сделала первый шаг к их близости. Родену было 45 лет.

В 1884 году Огюст Роден получает от муниципалитета Кале заказ на памятник увековечивавший подвиг граждан времен Столетней войны. Во время осады в городе начался голод. Английский король Эдуард III пообещал жителям сохранить жизнь, если на смерть в рубище и с верёвкой на шее выдут шесть самых знатных граждан. Их и изобразил Роден в своей скульптурной композиции. Все они воедино связаны моментом трагизма происходящего. В то же время, каждая фигура эмоционально отличается друг от друга. Статика сменяется ритмикой поз, движением рук, напряжением мышц. Живая лепка скульптур темпераментно моделирует форму, усиливая её выразительность в передаче психологического восприятия образами данного события. В 1889 году скульптурная группа была установлена в городе Кале. Огюст получает всё больше и больше заказов. Публика начинает следить не только за его творчеством, но и за личной жизнью, его бурным романом с молодой ученицей, подчас упрекая Родена в её протекции.

Пятнадцать лет Камилла Клодель была его музой. «Рассвет», » Данаида», «Франция», «Вечная весна», » Поцелуй»… Во всех работах Роден стремиться передать движение человеческого тела, мышц, порывы ветра, страсть объятий, поцелуев, любовь. Чтобы по кругу обходя скульптуру, зритель чувствовал и видел, как дышит всё – опора, тело, материал сплоченные в единстве, неразрывно, переходя друг в друга. И поиск был его, казалось, в этом безграничен. Сам Роден считал, что у него нет, и не может быть законченных скульптур, они всегда в процессе доработки.

Огюсту льстило, что его возлюбленная не только молода и хороша собой, но и образованна, талантлива. К её мнению он прислушивался, советовался, чего нельзя было сказать о тихой как мышке, безграмотной Розе. Теперь она для него была лишь экономкой с увядшей красотой. Но Камилла Клодель не собиралась с кем-то делить своего Огюста. Женщины стали не просто соперницами, они ненавидели друг друга. Роза тихо, смиренно молчала и ждала, Камилла активно действовала. Сцены, упрёки, требования, угрозы расставания. Роден не хотел этого понимать. Он не собирался отказываться от «прислуги», но и возлюбленную терять не хотел. Да, и чем она может быть недовольна? Разве им плохо, разве он ей не помогает в творчестве, конце концов он увековечил её образ. Когда же Камилла поняла, что разорвать треугольник не в силах, что Роден затмит собой, не позволит ей творчески взлететь, Клодель уходит. Оставшись одна, психика женщины вскоре не выдерживает. Она опустилась, перестала следить за собой, стала одержима ненавистью к успехам бывшего возлюбленного, страхами. Ей казалось, что «проклятый» Роден подсылает к ней своих натурщиков, чтобы убить её. Родные отправляют Камиллу на принудительное лечение. 19 октября 1943 года Камилла Клодель скончается в психиатрическом приюте. Место её захоронения неизвестно, но сохранившиеся работы расположены сейчас в отдельном зале музея Родена.

Огюст Роден до конца своей жизни тяжело переживал уход Камиллы. Но он продолжал работать. Слава его не угасала. Деньги текли рекой. Он поселился в Отеле Бирона, превратив его в свою мастерскую и музей для своих работ и коллекций, которые теперь он мог приобретать. Всё, что он собрал, Роден завещал Франции. Позже это было оценено в шесть миллионов франков.

В 1904 году Роден, за его вклад во Французское искусство, был приглашен в Елисейский дворец. Там он познакомился с герцогиней де Шаузель, поклонницей его творчества. И не успел Огюст опомниться, как они стали любовниками. Он вновь почувствовал себя молодым. Их связь продолжалась до 1912 года, когда Роден, наконец-то, осознал, что все эти годы она просто пользовалась его славой и деньгами, «злой гений», на которого он «потратил семь лет своей жизни».

Последние годы жизни

Последние годы жизни Огюст провёл с Розой на своей вилле в Мёдон. Из-за перенесённого инсульта правая рука отказала. Работать он больше не мог. 29 января 1917 года, через пятьдесят лет после рождения ребёнка, Франсуа-Огюст Роден женится на Розе Бёре. Мечта любящей и преданной женщины, наконец- то, сбылась. Она готовилась к медовому месяцу, но через две недели умирает от простуды. Роден не плакал, у него просто не было сил, он отдал их своим скульптурам. Всю ночь перед похоронами он просидел около её гроба, держа её холодные руки в своих руках. И даже в этот час он думал: «Какая прекрасная статуя».

Через несколько месяцев, 13 ноября 1917 года скончался и Франсуа-Огюст Роден. Умирая, в бреду, он звал свою Камиллу.

Родена похоронили в Мёдоне, рядом с женой. На их могиле, как и хотел великий скульптор, была установлена статуя «Мыслитель», который «…думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». Вневременной философ мыслит, и помнить заставляет нас – есть вопрос извечный — «Кто я? Откуда? Куда иду? Зачем?».